ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие... 3 |
приговаривавших к расстрелу прежних коммунистических кумиров, на деле оказавшихся врагами народа и шпионами разведок многих стран. Когда по первому советскому телевизору КВН-49, снабженному водяной линзой для увеличения изображения, нам показывали массовые демонстрации трудящихся западных стран в борьбе за свои права, то мы про себя отмечали, что там протестуют далеко не измученные своими алчными фабрикантами, а вполне ухоженные и весёлые люди. Вспоминая же, как в страхе трепетали наши родители – не их ли на этот раз коснётся очередная очистительная компания,– когда по радио грозный голос Левитана в очередной раз сообщал о вновь обнаруженных вредителях и шпионах, мы от души завидовали реальным правам трудящихся Запада.
      Уроки по истории ВКП(б), как и все исторические предметы в прошлые учебные годы, вёл у нас Исаак Григорьевич Гутник. Жил он недалеко от нас, рядом с баней Ага Мелика на Малой Крепостной, резко поднимающейся в направлении Баксовета, в каких-нибудь двадцати метрах от подворотни, где снимался эффектный эпизод фильма «Бриллиантовая рука», после которого главный герой ходил весь фильм с забинтованной рукой. В отличие от прежних лет, когда учитель насыщал свои рассказы об исторических личностях и событиях интересными характерными деталями и тем располагал нас к глубокому изучению предмета, теперь Гутника будто подменили: он охотно откликался на наши обычные хитрости в виде задаваемых вопросов, не имевших никакого решительно отношения к теме урока, временами даже сам подталкивая нас к такого рода игре. В таких милых, душевных беседах по сути ни о чём проходили теперь его уроки истории ВКП(б) и заканчивались они тем, что Гутник скороговоркой задавал нам проштудировать очередные параграфы этой сухой, скучной и многими местами непонятной истории. Сегодня, задумываясь над этим, мне кажется, что делал это Исаак Григорьевич намеренно, защищая и нас, и себя от наших возможных неуклюжих вопросов весьма темной истории внутрипартийных отношений и позиции ВКП(б) по проблемам войны и мира в до- и послереволюционный период нашей истории, по таким острым вопросам, как самоедская братоубийственная гражданская война, ликвидация наиболее деятельных социальных классов бывшей Российской империи – казаков, кулаков, середняков, да и большинства дворян. Не следует забывать, что в школе нашей учились дети политической элиты Баку, и школа должна была быть под прицелом бдительных чекистов, а сам факт обсуждения этих вопросов мог плохо кончиться для некоторых из нас и для самого учителя, если |