ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие... 3 |
а вручить свои души и плоть, чтобы последовать за ним победным маршем в Святую землю, Константинополь и далее. Действительно, собравшиеся здесь воспринимались не как заблудшие овцы, устремившиеся за спасительным словом к своему пастырю, а как угрюмое воинство, заряжающееся недостающей духовной силой перед дальним походом, обещающим богатую добычу. Если же иноверцу случится пройти внутрь католического собора, как это было со мной во Львове, дабы познакомиться с интерьером и особенностями службы в костёле, то его, укромно стоящего у дальней от алтаря колонны, непременно одарит недобрым взглядом истая прихожанка и подойдёт, чтобы одернуть несчастного посетителя за нарушение какого-либо католического обрядного канона. Право, не следует на неё держать сердца, так как она инстинктивно блюдёт традиционно жесткий канонический порядок, по которому в храмах не только регламентируются скульптурные распятия и иные евангельские сюжеты, но и в назидательную помощь прихожанам выставляются детально проработанные макеты Рождества и Вознесения Христова таким образом, что, например, конкретные цвета пасхальных яиц в лукошке, видимо, следует воспринимать домашними
хозяйками как руководство к действию. Всё это не является простым капризным занудством католиков и их священного генералитета, посредника между паствой и самим Богом, а уходит глубокими корнями в философию жизни, в противоречии с которой, скажем, русскому или армянскому ребёнку в его длинный день со множеством развлечений предоставляется полная творческая свобода во всех его действиях, и лишь вечером, в конец утомленный, он засыпает под певучий голос бабушки, повествующий ему красивые легенды и былины о богатырях в тридевятых царствах, тридесятых государствах. В тот же день его польского сверстника, вышедшего погулять на природе, на каждом шагу будет преследовать голос сопровождающей его пани, указывающий, например, какой же из лежащих в траве камушков ему разрешается поднять и швырнуть в пруд. Подобные элементы сдерживания творческой свободы личности с самого детства, должно быть, и сыграли немалую роль в ХV – XVI веках возникновении в Европе протестного католицизму Реформаторского движения, вылившегося в Германии, Англии, Нидерландах, в конце концов, в Протестантизм, а в католических Франции, Испании, Италии, Австрийской империи, да и в Германии, на треть католической, инквизиция продолжала лютовать до середины ХIX века. Только в Испании за четыре века инквизиция осудила 350 тысяч католиков, из коих каждый десятый был сожжён на костре, и по её решению из страны были высланы все мавры, евреи общим
|