ГЛАВА 4         Юность – Начало осознанного постижения мировой гармонии
[233]  [234]  [235]  [236] [237]   [238]  [239]  [240-304]
Hosted by uCoz

ОГЛАВЛЕНИЕ:
                                      стр.

Предисловие... 3
Глава 1..…....... 7
Глава 2:........... 90
Глава 3: .......... 182
Глава 4: .......... 233
Глава 5: .......... 305
Глава 6: .......... 377
Глава 7: .......... 451
Послесловие .. 512
Приложение :.. 515



ГЛАВНАЯ

 
слонов, коней. Намного тяжелей приходилось, когда по выходным дням к нашей троице присоединялся отец моих новых приятелей, который видел мою не очень уверенную игру при длительном нахождении на доске ферзей, и в многофигурных позициях он душил мои комбинационные порывы, и, хотя счёт в сыгранных с ним партиях был примерно равный, я остро переживал свои проигрыши, пуская даже иногда дома слезу где-нибудь в укромном месте. Позже, по возвращении в Баку я месяца три ещё продолжал резаться в шахматы с моими одноклассниками с переменным успехом, но переживания от проигранных партий становились настолько глубокими, что пришлось отказаться от этого увлекательного напряжения интеллекта.

Роман Толстого «Война и Мир» приоткрывает загадочное русское явление и страну с холодным названием Русастан

      Другим увлечением, основательно захватившим меня тем летом в Гандзаке, было чтение послевоенного советского издания двенадцатитомного собрания сочинений Льва Толстого, которое было примечательно тем, что читалось мной не по принуждению учителя, как обычно, а по собственному желанию. Устраивался я с книгой в тени инжирового дерева в послеобеденное душное время, и там я часто засиживался до самих сумерек над страницами «Войны и Мира». До этого приходилось читать по доброй и недоброй воле русскую классику Пушкина, Гоголя, Тургенева и короткие нравоучительные рассказы того же Толстого. Однако здесь было нечто другое, захватывающее, отрывающее от земли и заставлявшее взглянуть на события, людей с какой-то другой, высокой что ли, точки зрения, и в этом отрыве чувствовались и сила, и одиночество. На страницах Толстого, так же как у Пушкина, Тургенева было много художественной красоты, но красоты не земной, а вечной, космической. Он не ведёт читателя за ручку со страницы на страницу, как Александр Сергеевич, обволакивая его атмосферой своей любви, чтобы в конце пути приблизить к Богу, а с первых же строк заставляет стряхнуть с себя все земные страстишки, и, высоко воспарив, слушать его, Толстого, божественное повествование. Такое субъективное моё понимание различий духовных подходов двух наших великих художников пришло много позже, а тогда под инжировым деревом в Гандзаке я метался как бычок, интуитивно чувствуя, но не понимая природы души и таланта великого русского художника, поражавшего не столько умением вести параллельно линии нескольких сотен