|
|
Первые школьные дружеские привязанности – Типы учителей и учеников
     
Класс наш по национальному составу был азербайджанско-русским, слегка разбавленный евреями и армянами, что отражало местоположение школы, находившейся на границе центрального и предпортового районов города, где проживали семьи чиновников, в основном азербайджанцы, и семьи русских, работавших в Каспийском пароходстве. Распределение по социальному статусу в обеих группах было неравномерным: среди наших отцов можно было встретить капитанов кораблей, судовых конструкторов и простых матросов с рыбных тральщиков или высоких чиновников объединения “Азнефть” и уличных продавцов мороженого. Парту я делил с Сашей Швецовым, который за нашими завтраками на больших переменах часто и увлечённо рассказывал мне о своей жизни на настоящем корабле, пересыпая речь незнакомыми мне словами – кубрик, гальюн, ют, бак, полундра, ванты, каюта… Этими рассказами он порядком заинтриговал меня, но потом Саша благосклонно внял моим просьбам, и, в конце концов, мы как-то после уроков отправились в его экзотическое жильё, проехав на трамвае от площади Азнефти пару остановок в сторону Баилова. Я в своих фантазиях ожидал увидеть каравеллу с множеством белоснежных парусов, а тут у богом забытого причала стоял покосившийся на бок длинющий ржавый трёхпалубный пароход со следами грязных белесых потёков из многочисленных круглых отверстий в его корпусе. Сашка заметно сник ещё на причале при подходе к сходням, а когда мы по длинному коридору средней палубы дошли до дверей их жилища, он вовсе замолк и только простужено сопел. Внутри помещения было невероятно тесно, в полумраке плохо проветриваемого пространства стоял чад от поджариваемой на керосинке рыбы, и в ноздри врывался острый запах рыбьего жира и подгорелого смальца. Было невыносимо тяжело долго находиться в этой бывшей корабельной каюте, а бедный Сашка и сотни других людей годами жили в этом скверном обиталище, которому трудно подобрать название: это было не общежитие и не коммунальная квартира, а какая-то совсем уж недостойная людей форма жизни. Я старался не показывать Саше охватившего
меня ужаса от всего увиденного, но по приходе домой я поделился с матушкой своими грустными гостевыми впечатлениями и просил её впредь
отправлять меня в школу с более увесистыми завтраками и время от времени собирать Сашке узелок с моими ношеными вещами.
С ним мы отучились за одной партой весь первый класс, а потом Сашка исчез вместе с семьёй, которая
|