ГЛАВА 4         Юность – Начало осознанного постижения мировой гармонии
[233-249]  [250]  [251]  [252]  [253]  [254]  [255]   [256]  [257]  [258]  [259]  [260-304]
Hosted by uCoz

ОГЛАВЛЕНИЕ:
                                      стр.

Предисловие... 3
Глава 1..…....... 7
Глава 2:........... 90
Глава 3: .......... 182
Глава 4: .......... 233
Глава 5: .......... 305
Глава 6: .......... 377
Глава 7: .......... 451
Послесловие .. 512
Приложение :.. 515



ГЛАВНАЯ

 
можно будет самому находить мучительные ответы на многие твои вопросы. Но кое-что тебе всё же поясню.
      Начну с самого простого: вот ты назвал литераторов, творивших в ХIХ веке, когда, собственно, только и началась современная литература, в которой поднимались нравственные проблемы общества. Такая литература могла появиться на базе беспощадного критического отношения к себе и к язвам общества, формировавшегося французскими просветителями и и философами Жан Жаком Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтером. До этого в Европе, а много раньше и на Востоке, писались романы и –намэ с романтическо-страдальческими рыцарскими вздохами о прекрасных Гретхен и Зейнаб или же на страницах романов разыгрывались увлекательные соревнования с пиратами в погоне за сокровищами по океанским просторам. Чтобы сосредоточиться писателю и читателю на вопросах «зачем живут они на земле?» общество должно иметь соответствующий высокий уровень нравственного развития, в одинаковой степени нужный обеим сторонам общественного творческого процесса. Ближе всего к такому состоянию подошло в ХIХ веке русское общество. Поэтому там и появлялись такие выдающиеся художники, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Достовский, Чехов.
      А теперь, давай-ка, бросим взгляд на армянское общество того же века. Большая часть нации жила в условиях террора со стороны турок на территории Османской империи, когда не могло и быть речи о какой-то безопасности армянину даже не со стороны султана, верховного правителя империи, а от вали, мелкого местного чинуши. Правда, верховные турецкие правители в начале ХХ века продемонстрировали своё отношение к армянам империи действительно как к настоящим рабам, огнём и мечом вообще покончив с армянской общиной Турции, где тогда проживала большая часть армянской нации. Мало чем отличалось положение армян в пределах Персии, а часть их, жившая на территории, перешедшей к России, только ещё приспосабливалась к новому общественному строю. Так что, в условиях между жизнью и смертью невозможно ждать проявления у нации каких-либо интеллектуальных и нравственных достижений. Несомненно, прогрессивным было введение в Кавказском крае России губернского административного деления, в соответствии с которым земли, издавна принадлежавшие армянам, входили в пределы Тифлисской, Кутаисской, Бакинской, Елисаветпольской, Эриванской, и Карской губерний, с существенным преобладанием армянского населения в трёх последних губерниях.