ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие... 3 |
     
Из культурных достижений прежних веков назову только два: идущее из глубины веков искусство ковроткачества и работы блестящего художника-миниатюриста Тороса Рослина.
      Ковры на востоке выделывались на пространствах от Мавритании и Ближнего Востока до Дальнего Востока. В красивой орнаментальной вязи мусульманских ковров цвет играет второстепенную роль, как бы придавая рельефность рисунку орнамента. Резким контрастом к ним находятся традиционные армянские ковры, получившие распространение, видимо, из Арцаха. Они отличаются заполнением плоскости простыми геометрическими фигурами разных цветов на исходном однородном ковровом фоне. Ковры эти, как произведения искусства, обладают какой-то магической притягательной силой: чем больше вы вглядываетесь в цвет и абстрактные фигуры, тем больше вас увлекает ощущение высочайшей напряженности всего произведения, которое готово вот-вот перед вами взорваться и мелкими кусками тихо исчезнуть в космическом пространстве, и только невероятными интеллектуальными усилиями художника цветовые элементы эти удерживаются в плоскости ковра. Тот же фундамент сочетания цветов, вероятно, лежит в современной абстрактной живописи, поэтому достижения древнего армянского коврового искусства вполне могут считаться предтечей этого направления в современной живописи.       Не исключено, что великий средневековый армянский художник-миниатюрист Торос Рослин, представитель киликийской школы живописи, был воспитан на смелых ковровых принципах сочетания и удержания цветовых масс на плоскости, разве что, цвета его отличаются необычно глубокой сочностью. Столь глубокая сочность цветов в миниатюрах талантливого потомка шотландского крестоносца была обязана удивительным киликийским краскам, секрет приготовления которых многие века сохраняли армянские монахи в монастырях Киликии. Этими красками предпочитали пользоваться великие мастера итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль, Микеланджело. Далее, выработанная с IV века форма куполов храмов армянской церкви в виде восьмигранной пирамиды получила широкое распространение в католических храмах эпохи ранней готики. И, наконец, нельзя забывать об уникальном искусстве резьбы по камню, тоже уходящему в глубь веков.       Армянское нагорье богато разнообразными мягкими породами камня вулканического происхождения, отличающихся к тому же разноцветьем камней от мраморно-черных, мшисто-коричневых до |