ГЛАВА 5         От бакинского возмужания к русским контрастам –
Рукотворное совершенство Петербурга –
Тайны периодически происходящих социальных взрывов в российском обществе
[305-329]  [330]   [331]  [332]  [333]  [334]  [335]  [336]  [337]  [338]  [339]  [340-376]
Hosted by uCoz

ОГЛАВЛЕНИЕ:
                                      стр.

Предисловие... 3
Глава 1..…....... 7
Глава 2:........... 90
Глава 3: .......... 182
Глава 4: .......... 233
Глава 5: .......... 305
Глава 6: .......... 377
Глава 7: .......... 451
Послесловие .. 512
Приложение :.. 515



ГЛАВНАЯ

 
возводилось в столичном Петербурге. В тот будний летний день моего первого посещения Эрмитажа по главной парадной его лестнице и далее, в залах, было много шумной пионерской детворы, приехавшей на экскурсию из Архангельска, Воркуты, Новгорода, Ухты и растекавшейся по просторным внутренним объёмам дворца, приглушавшим звонкие детские голоса. Посещением в прежние дни петербургских храмов с их роскошью и изысканным убранством я был подготовлен к тому, что предстало передо мной в Эрмитаже, и принимал этот парад интерьеров я с царским достоинством, оценивая только общие масштабы свалившегося на меня богатства, откладывая на потом детальное знакомство с жемчужинами эрмитажной коллекции. Базовые принципы формирования интерьеров православных храмов и дворца прояснялись при сравнении их, в частности, с петербургским католическим костёлом, которые отражали, видимо, разную жизненную философию, заключённую в этих христианских конфессиях: общинному, соборному сознанию православия противопоставлялась индивидуализированная вера католиков. Отсюда и различия в отношениях между церковью и общиной: демократизм православия находил выражение в неповторимости внешнего облика каждого храма с роскошным и разнообразным убранством интерьеров, создаваемым на пожертвования всей общины, а с другой стороны – жесткая иерархия с неукоснительными к исполнению канонами католицизма, в соответствии с которыми их храмы словно производились на строительных комбинатах по единому чертежу с унифицированными муляжными сценами на евангельские мотивы. Созданный по первоначальному замыслу Екатерины II, как уединённое место для приятных философских бесед, Эрмитаж уже при её жизни стал превращаться в хранилище произведений искусства. При её венценосных потомках из казны делались большие траты на достойное расширение коллекции, и из камерного своего назначения он неоднократно расширялся талантами Растрелли, Вален-Деламота, Фельтена, Кваренги, Штакеншнейдера. Эрмитажу жертвовали свои частные коллекции не только петербургская аристократия, но и коллекционеры со всей России, в частности, большая московская коллекция князей Голициных, собиравшаяся несколькими их поколениями. Постепенно Зимний дворец из сугубо царской резиденции превращается в имперский музей художественных сокровищ мирового значения, обустройство которого становилось заботой всей России – драгоценные камни, малахит, мрамор, гранит с Урала и Сибири обрабатывался на гранильной фабрике в Петергофе. Первым посетителям Эрмитажа предписывалось по указу Николая I являться в виц-мундире или во фраке, при шляпе и