ГЛАВА 5         От бакинского возмужания к русским контрастам –
Рукотворное совершенство Петербурга –
Тайны периодически происходящих социальных взрывов в российском обществе
[305-329]  [330]  [331]  [332]  [333]  [334] [335]  [336]  [337]  [338] [339]   [340-376]
Hosted by uCoz

ОГЛАВЛЕНИЕ:
                                      стр.

Предисловие... 3
Глава 1..…....... 7
Глава 2:........... 90
Глава 3: .......... 182
Глава 4: .......... 233
Глава 5: .......... 305
Глава 6: .......... 377
Глава 7: .......... 451
Послесловие .. 512
Приложение :.. 515



ГЛАВНАЯ

 
призывного давления со стороны почему-то всегда присутствующих в популяции лидеров. Совсем другое происходит в театре, где в зале непременно и жестоко демонстрируется надменное превосходство одних над другими в соответствии с нарядами и занимаемыми местами в ложах или галёрках. В армянских церквах прихожане погружаются в ту же атмосферу покоя и душевной доброты, что и в русских православных храмах. Люди приходят сюда за зарядом просветляющей благодати, начиная наполняться ею ещё с дальних подступов к храму и закрепляя это состояние в тихой беседе с батюшкой. Много позже довелось познакомиться с католической обрядностью, поразившей меня своими резкими отличиями от православных канонов. Если в православной церкви во время службы клир, выходя из боковых врат, общается с прихожанами, находясь на одном уровне с паствой, растворяясь как бы в ней, то в костёле пастыри в ходе службы отделены от верующих и уверенно парят над ними, вещая со своих высоких кафедр. При этом, не все вместе, как в русском храме, а каждый отдельный прихожанин общался с Богом через вознесённого над ним пастыря. Эта атмосфера индивидуальной обособленности католиков не исчезает и при грандиозных религиозных торжествах, собирающих многие сотни тысяч верующих, как это бывает при приездах к своей пастве Папы Римского. На одной такой встрече с Папой Иоанном Павлом II побывал и я во время своей деловой поездки в Прагу поздней весной 1990-го года. В хмурый дождливый день то ли на стадионе, то ли на ипподроме со всей Чехии собралось никак не менее полумиллиона человек. В ожидании появления Папы на воздвигнутой по этому случаю деревянной сцене под огромным тентом священнослужители в красивых малиново-белых одеждах совершали какие-то обряды, предваряющие главное священнодействие, начавшееся сразу же по приезде на папамобиле главы католиков, встреченного оглушительным рёвом толпы. Потом на помостках началось долгое и красивое представление, хорошо отлаженное в веках, в ходе которого время от времени всё полумиллионное скопление людей разом падало ниц перед Папой и его свитой, возвышавшимися над народом примерно так же по сути, как ленинское политбюро на Мавзолее перед советским народом в дни пролетарских праздников. Огромная масса людей, однако, не была связана между собой ничем – здесь каждый, как и в костёле, внимал исключительно словам своего архипастыря, а сонм его помощников своими действиями на сцене сосредотачивал внимание каждого верующего на речах и жестах главного действующего лица, который, видимо, воспринимался собравшимися не иначе, как существо полубожественное, которому они готовы были не открыть,