ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие... 3 |
вошедших в состав Русского государства, а по берегам Яика, Терека, Дона и Днепра продолжали существовать области вольных казаков. Этнически в казаках преобладал славянский элемент с участием потомков хазар, алан, татар, черкесов. Служилому казачеству Россия обязана приращением своих сибирских земель, начатому Ермаком Тимофеевичем ещё в правление Ивана Грозного. Процесс этот продолжил в XVII веке казацкий отряд сибирского первопроходца Семёна Дежнева, последовательно прошедший в 30 – 40-ых годах Енисейск, Якутск, и впервые обогнувший проход между Азией и Америкой. Позже отряд служилого казака Ерофея Хабарова пошел за сбором «мягкой рухляди» и открывавший по пути земли верховьев Лены, Забайкалья, по течению Амура и Маньжурского пограничья в 30 – 60-ых годах. В самом конце XVII века отряд сибирского казака Атласова, прошел впервые Камчатку с севера на юг и обнаружил Шумшу, прилежащий остров Курильской гряды, а уже в петровское время камчатский атаман Анциферов и якутский казак Козыревский с отрядом обследовали Курильские острова Шумшу и Парамушир. Все они были одержимы не духом стяжательства, а страстью первопроходцев, которую не остужали лютые морозы восточной Сибири. Их подвиг во имя приращения национальных богатств достоин почитания сегодня, когда эти богатства так нещадно и бездумно истощаются.
      В общинах вольных казаков, другой ветви казачества, основными мирными хозяйственными занятиями были скотоводство, рыболовство и охота, но важнейшим источником их существования была военная добыча, которая после совершенных конных набегов, а также морских и речных операций, делилась между членами казацкой станицы. России было выгодно иметь во взаимоотношениях с соседними государствами такую «неподконтрольную» силу, за которую она не несла юридической ответственности. Однако, с другой стороны, эти области вольных казачьих войск представляли собой немалую угрозу для самого Русского государства, так как сюда стекались беглые холопы и крепостные крестьяне из глубинных российских пределов, которые не только пополняли ряды вольного казачества, но и были индикаторами социального неблагополучия холопов и крестьян в пределах России. Когда их недовольство своим угнетённым состоянием достигало особого накала, то непременно находились атаманы, водившие под разными предлогами своё казачье воинство в русские сёла и посады «бить бояр и богатых господ, а с бедными и простыми всем делиться», но чаще всего происходили банальные грабежи и разбои, такие же, как в походах «за зипунами и ясырем» в туретчину или к персиянам. |