ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие... 3 |
нескольких сражениях, несмотря на упорное сопротивление восставших, разбило поредевшие банды Болотникова. Почти год продолжались кровавопролитные стычки, пока вождь восставших не согласился сложить оружие на условии сохранения жизни ему и его сподвижникам. Их отвезли в каргопольскую тюрьму Олонецкой губернии, где вскоре Болотникова ослепили и затем утопили в реке Онега.
      Царь Алексей Михайлович, прозванный за очень мягкий и добрый нрав «тишайшим», продолжил укрепление центральной власти в русском государстве, сам принимая активное участие в завоевательных походах. При нём были возвращены Смоленская и Северская земли, произошло воссоединение с левобережной Украиной. Он провёл реформы властного аппарата введением системы приказов – Хлебного, Счётного, Монастырского, Литовского, Малороссийского и особенно Тайного, помогавшего царю руководить другими центральными учреждениями при совершенном игнорировании роли Земского собора. При нём было введено Соборное уложение, свод законов, регулировавших правовое положение отдельных социальных групп в русском обществе, в соответствии с которым, например, крепостное состояние крестьян теперь становилось наследственным с непременным возвращением беглых крестьян к прежним хозяевам без какого-либо срока давности. Многие правовые нормы этого уложения продолжали действовать до начала XIX века.       Алексей Михайлович стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией своего сына Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века, пытливо изучая во время польских походов европейские новшества и перенося их на российскую землю. При нём впервые в Москве начали даваться представления на манер тогдашних немецких театров. Царём были поддержаны церковные реформы патриарха Никона, внёсшие раскол в русское православие. Непосредственным поводом для раскола послужили исправления, внесённые патриархом в церковные книги в соответствии с греческими подлинниками, но истинная причина его состояла в том, что Никон планомерно переносил в Россию греческие амвоны, архиерейский посох, клобуки и мантии, церковные напевы, принимал греческих живописцев и мастеров серебряного дела, строил монастыри по образцу греческих, всюду предпочитая греческую традицию, отдавая ей преимущество перед вековой русской стариной. С 1666 г. раскол перешел из сферы церковной в сферу гражданской народной жизни и принял характер народной |